Подписаться на RSS-обновление новостей сайта

 
  1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31
АРХИВ


26.06.2008
Афинские монастыри

  

Афинские монастыри
Полное представление об Афинах византийского периода невозможно составить без осмотра монастырей. Строившиеся в рамках средневекового города, со временем они вышли за его черту и сегодня находятся в живописных окрестностях, достойных внимания не меньшего, чем сами памятники.

Монастырь Кесариани, устроенный в обширной долине на восточной окраине столицы, скрывается среди лавров, олив и кипарисов. Низкие постройки ступенями поднимаются по склону холма, расположенного рядом с длинной горной грядой. Обрамленная деревьями дорога является продолжением проспекта Софии — центральной улицы Афин. Обитель на холме Гиммет увековечена в стихах Овидия. Впрочем, римский поэт не был первым литератором, славившим этот романтический край. До него здесь бывали аэды, слагавшие песни о трагической судьбе нимфы Прокриды, случайно убитой своим возлюбленным, красавцем Кефалом. Место ее гибели отмечено источником, который почитался и язычниками, и христианами. Родник, оформленный полукруглой нишей с бассейном, со временем оказался на территории обители и до сих пор располагается вблизи арки главного входа. Струя чистой прохладной воды вытекает изо рта каменной головы барана, обрамляющей отверстие по римскому образцу.

Монастырь устраивался в качестве византийского святилища, по обыкновению заменившего античный храм. Небольшая церковь была возведена в XI веке и посвящена Успению Богоматери. Через 600 лет после освящения она обрела нартекс с низким куполом и колокольней. Обычное крестово-купольное здание с единственным куполом украсили местные детали, в частности белые мраморные колонны с ионическими капителями, заимствованные из старой постройки. Стены, сложенные из камня с нарочито грубой поверхностью, привлекают живописным сочетанием плинфы с традиционной кладкой из квадр пороса. Для притолок дверей византийские строители употребили мраморные плиты храма, некогда стоявшего на этом месте и разрушенного ради новой церкви.

Комплекс построек этого небольшого, но хорошо сохранившегося монастыря в равной мере интересен историкам, ценителям прекрасного и знатокам средневековой архитектуры. Центром ансамбля является обрамленный старыми деревьями дворик. Напротив западного фасада церкви расположены приземистые здания трапезной и кухни. Свет в их низкие сводчатые комнаты проникает через узкие окна, пробитые в толще каменной стены. Сегодня здесь находится небольшой музей, где выставлены образцы архитектурных украшений и росписей, относящихся к византийскому периоду в истории Греции.

В трапезной стоит массивный стол, а в кухне находится очаг с посудой, которой братия пользовалась в течение нескольких сотен лет. Южная сторона двора обрамлена вереницей монашеских келий. Вдоль площадки проходит живописная галерея, опирающаяся на толстые столбы. На второй этаж этого сооружения можно подняться по узкой каменной лестнице. Рядом с входом во двор стоит приземистая постройка с толстыми стенами и низкими сводами. Изначально здесь располагалась баня, но в Средние века ее устроили в другом здании, разместив на освободившемся месте маслобойню.

В интерьере церкви Успения Богородицы сохранились фрески, выполненные разными художниками в XVI-XVII веках.  Со  сферической  поверхности  купола на зрителя  взирает Христос Пантократор. Конху, или полукупол апсиды, украшает изображение Богоматери с младенцем; ниже, в самой апсиде, находятся два фриза с картинами на тему христианских праздников. В верхнем показана Великая литургия с двойным (по обе стороны от престола) изображением Иисуса Христа в золотом епископском платье. Подобно земному священнику, Создатель совершает богослужение, но помогают ему ангелы, а не простые служители храма. В нижней части фриза представлена сцена евхаристии, или причащения, апостолов Иисусом Христом. Нартекс в 1682 году расписал местный живописец Иоанис Хипатос.

Желающие попасть в монастырь Дафни следуют от центра Афин на запад, непременно проходя через район, где в древности находилась Академия Платона. Отнесенный далеко за городскую черту, этот монастырь стоит у дороги на Элевсин, посреди большого парка, известного в качестве места проведения Дионисий. Некогда здесь находилось святилище Аполлона, которое перестало существовать в конце IV века, когда, собственно, и был основан монастырь. Окружавшие его лавровые деревья посвящались этому богу, дав название обители: в переводе с греческого языка слово «дафни» означает «лавр».

Благополучно существующая ныне церковь монастыря Дафни была построена в конце XI века и посвящена Успению Богоматери. Внешне она почти не отличается от многих греческих храмов и является типичным образцом крестово-купольного здания, опирающегося на восемь столбов. Однако, помимо привычных конструкций, архитектор использовал оригинальные сводчатые конуса под названием «тромпы». Заполняя углы прямоугольника, они осуществляют переход от линейных форм центрального зала к округлому барабану купола.

В период Крестовых походов к нартексу, расположенному с западной стороны храма, был пристроен открытый портик, сегодня именуемый «экзонартекс». Стрельчатые арки этой детали опираются на тонкие столбы. С южной стороны они сменяются ионической колоннадой, некогда украшавшей безвестное античное здание. В XVI веке здесь появились галереи, эффектно окаймившие двор, позднее вымощенный каменными плитами.

Граненые апсиды восточной части храма украшены трех- и двухстворчатыми окнами. Портал южного фасада оформлен аркой, вытянутой на два уровня и прорезанной крошечными окнами. Та, в свою очередь, делится по высоте еще на две арки с тремя тонкими нишами. Одна из них, средняя, немного поднимается над боковыми, повторяя контуры фасада. Оконные арки выложены скромным орнаментом в виде ровного ряда выступающих из стены кирпичей. Таким же образом отделан северный фасад. Завершает архитектурную композицию широкий купол на низком барабане, разделенный изящными каменными полуколоннами.
В XVT веке в небольшом мощеном дворе с южной стороны церкви появилась галерея. Мрачные средневековые аркады подчеркнули монументальность здания, усилив контраст приземистого обрамления с устремленным ввысь фасадом. По размерам храм Дафни намного превосходит другие культовые постройки Афин. Высаженные во дворе кипарисы зрительно увеличивают его размеры и своей темной зеленью оттеняют узорчатую пестроту стен. Церковь монастыря привлекает не только архитектурой; богатое убранство внутренних помещений дает представление о парадном искусстве Греции периода   византийского владычества.

Изнутри церковь изумляет величиной подкупольного пространства,   намного   превышающего   размеры   боковых   нефов.

В старину своды и верхнюю часть стен покрывала мозаика, исполненная византийским художником, о чем можно догадаться по характерному рисунку и преобладанию в палитре золотого цвета. Снизу стены были облицованы тонкими мраморными плитами, как это делалось в греческих и римских храмах. Утрата былого убранства почти не повлияла на композицию интерьера. В настоящее время огромный зал также ослепляет яркостью разнообразных красок и безукоризненным декором, направленным на создание торжественной атмосферы. Христианские храмы, в отличие от ранних языческих, не умиротворяли верующих, а подавляли их своими размерами, суровой мощью и в определенных случаях фантастической роскошью отделки. Последнее, безусловно, не относится к Афинам, поскольку никто не желал вкладывать средства в город, забытый Богом и людьми, к тому же не имевший особого стратегического значения.

Реставраторам, работавшим в церкви монастыря Дафни, удалось закрепить древние мозаики. В местах, где картины полностью осыпались, стены покрыты штукатуркой нейтрального цвета, на фоне которой яркими пятнами выделяются уцелевшие композиции. Общая схема мозаичного декора вполне традицион-на для византийского искусства того времени. В центре, то есть на внутренней поверхности купола, помещен величественный образ Христа Пантократора. Божественная холодность его лица подчеркнута спокойным, устремленным в бесконечность взглядом широко расставленных глаз. Художники той поры изображали Спасителя в аскетическом платье, с узким, словно истощенным лицом, длинными волосами и темной бородой. Здесь он одет в синие шелка, накинутые на темную, в тон волосам, рубаху. Тонкие, нервные пальцы Спасителя судорожным движением сжимают Библию,   повторяя   напряженное   состояние   лица.   Не   совсем обычный графический стиль исполнения подчеркивает суровость образа, который, возможно, повторяет самые древние изображения Христа.

В барабане купола помещены спокойные и величественные фигуры пророков, а в конхе показана Богоматерь, сидящая на троне в окружении архангелов и святых мучеников. Картины с евангельскими сюжетами огибают стены и своды двумя эффектными фризами. Центральную часть храма занимают композиции на тему главных христианских праздников Благовещения, Рождества, Крещения, Преображения. В последнем случае фигура Христа в белых одеждах заключена в темный овал, отчего выглядит парящей в воздухе. Главного героя окружают склонившиеся в поклоне пророки и распростертые на земле апостолы. Выразительная строгость сцены Распятия на одном из центральных столбов определяется уравновешенной композицией. Чувство глубокой печали выражают спокойные позы героев, их статичные жесты, скорбные лица Иоанна и Марии, поникшие плечи Христа. Сцена Сошествия в ад, напротив, динамична и красочна. Здесь главный герой предстает не страдальцем, а победителем, торжествующим над силами тьмы и готовым победить вселенское зло. Украшающие нартекс сцены последних дней Христа постепенно стали привычной и даже обязательной темой византийского искусства. В церкви монастыря Дафни Сын Бога представлен полнее, чем в других средневековых храмах. Кроме того, в здешних мозаиках впервые встречается мотив, изображающий детство Богоматери.

Живописные картины из смальты, сверкающие золотом фона в освещенном купольном пространстве и тускло мерцающие в затененном приделе, производят потрясающий эффект. Они превосходят подобные себе произведения по богатству красок, разнообразию сюжетов и удивительному мастерству исполнения.
Может быть, выбирая цветовое решение, художник долго сопоставлял основные цвета и в итоге нашел самое гармоничное их сочетание. Столь же тщательно подобраны оттенки: мягко контрастирующие между собой холодные синевато-оливковые (сцена Преображения) и теплые коричнево-красные (сцена Рождества Богоматери).

В отличие от других византийских мозаик в композициях Дафни ощущается влияние античного искусства. Впрочем, этому не стоит удивляться ввиду близости памятника к такой сокровищнице классического искусства, как Акрополь. Созвучие античным прообразам чувствуется прежде всего в пропорциональных фигурах с классически правильными лицами. Имея перед глазами превосходные образцы, средневековые художники повторяли величавость героев, мастерски передавали мягкие, густо задрапированные складки одежды, старались воспроизвести замедленные жесты, придерживаясь спокойного ритма в передаче движений. Однако более всего богатое наследие классики выражается в передаче обнаженных тел. В творчестве афинян нагота лишена аскетизма, присущего почти всем образам христианского искусства. Наглядным примером тому служит фигура Христа из сцены Крещения. На сегодняшний день имя автора мозаик Дафни неизвестно, но, судя по манере и безупречному исполнению, он обучался в Константинополе или сам был представителем византийского художественного мира.

От построек раннего Средневековья в Дафни сохранилась часть наружной ограды и примыкающие к ней с внутренней стороны небольшие кельи. К освящению храма в обители завершились работы по восстановлению других зданий, утративших жилой вид за долгие годы запустения. При герцогах афинских монастырь процветал, став приютом католических монахов и одновременно усыпальницей правителей. Вновь заброшенный при турках, он был восстановлен в XVI веке в качестве православной обители. Спустя 300 лет, в период борьбы греков за независимость, монастырь закрылся навсегда, и теперь здесь располагается музей.


Версия для печати
НОВОСТИ ТУРИЗМА
18.09.2015
Европейские страны закрываются от мигрантов, но не от туристов
Дипломатические ведомства Венгрии сообщили, что напряженная обстановка, вызванная рекордным наплывом беженцев, никак не скажется на туристах ..>>

17.09.2015
Консульства решили бороться с недостоверными документами
В случае отказа туристу в визе 100% штрафы по туру – другого пути нет ..>>

14.09.2015
Маврикий становится популярнее среди украинских туристов
Поток туристов из Украины на остров Маврикий в августе вырос на 69%. ..>>

10.09.2015
В Иордании заработал единый билет для туристов
С 1 сентября в Королевстве Иордании начал действовать единый туристический билет ..>>

08.09.2015
В Турции неожиданно закрылись три популярных отеля
Три турецких отеля оповестили о том, что не могут выполнить своих обязательств, поэтому туроператоры должны переселить отдыхающих в другие гостиницы ..>>

07.09.2015
Куда украинцы едут в бархатный сезон
Для тех, кто еще не успел посетить морские курорты в этом году, представляем ТОП-5 направлений «бархатного сезона» ..>>

СТАТЬИ
01.04.2015
Коммерческий директор компании Tez Tour Ukraine Аркадий Маслов рассказал Delo.UA, почему его компания передала обслуживание турецкого бизнеса группе компаний Kilit Global >>

29.09.2014
В Украине спрос на туры раннего бронирования снизился на 80%, а большая часть проданных туров приходится на граждан Беларуси и Молдовы. >>

20.08.2014
Согласно статистических данных Госпогранслужбы за семь месяцев текущего года украинцы приобрели на 30% меньше туров за рубеж, а иностранных туристов прибыло в нашу страну в два раза меньше по сравнению с прошлым годом. >>

АНОНСЫ СОБЫТИЙ
НОВОСТИ КОМПАНИЙ
21.04.2014
Турция - направление номер один летом 2014 года (TUI Ukraine)
По итогам пресс-клуба, который состоялся 17 апреля 2014 года в отеле Radisson Blu - Турция останется направлением номер один для украинских туристов в летнем сезоне 2014 года по количеству заявленных рейсов и соотношению цена-качество. ..>>

11.04.2014
Coral Travel предлагает акцию «2+2=2» для семейного отдыха с детьми
Специальное выгодное предложение от Coral Travel для отдыха с детьми в период с 01.04.2014 по 12.10.2014! ..>>

11.11.2013
Мировой лидер в туризме TUI покупает новые активы в Украине
Компания TUI Russia & CIS, подразделение группы TUI Travel PLC, объявляет о покупке активов и торговой марки туроператора Turtess Travel, одного из лидеров украинского рынка, специализирующегося на массовых направлениях. ..>>


Любое использование материалов сайта возможно
только при наличии активной ссылки на ТУРПОРТАЛ.com.ua.
© 2007-2018 ТУРПОРТАЛ.com.ua